nine

Изменчивость моды подчас не оставляет нам шансов угнаться за ней в таком сложном и кропотливом деле, как строительство и обустройство дома, которое не терпит суеты. Между тем умение правильно оценить то, что было модно в недавнем прошлом, помогает людям со вкусом пользоваться красивыми вещами, принимать верные художественные решения. Легкое ретро в архитектуре и дизайне становится признаком хорошего тона, и это не может не радовать.

«Между классикой и авангардом — золотая середина»
Так думают владельцы современного особняка, уже имеющие собственное представление об усадебной жизни. Первый дом. который они построили в классическом стиле, был для молодых супругов, любящих динамику, слишком статичным и консервативным. Опыт соседей, загородное жилище которых являет собой образец рафинированного модернизма, также оказался для них неприемлемым. Вкус и чутье хозяйки подсказали оптимальное решение: обратиться к архитектурному наследию недавнего прошлого. И предпочтение будущих владельцев было отдано конструктивизму, бионике, хайтеку, из элементов которых с 70-х годов XX столетия складывалась современная Неоэклектика.

В домашнем кабинете делового человека можно много и продуктивно работать в неформальной обстановке, проводить встречи и совещания

Декор гостиной делают изысканным подсвеченные изнутри настенные витражные вставки, авангардная люстра из причудливо изогнутых полосок нержавеющей стали, подобранные по цвету и материалу стойка бара и металлические стулья

Правильное решение помогли принять архитекторы и дизайнеры, хорошо ориентирующиеся в различных областях моды, знающие архитектурно-строительную конъюнктуру и психологию заказчика. В своих проектах они чаще всего творчески интерпретируют идеи частной архитектуры и дизайна XX века. Не без их участия вновь возвращается мода на ретро в современном жилище. Предложения архитекторов и дизайнеров встречают понимание состоятельных людей средних лет, занимающихся предпринимательством и ведущих активный образ жизни. Возможно, с годами у этих домовладельцев появится тяга к интерьерам в стиле ампир или барокко. А пока они стремятся совместить домашние символы жизненного благополучия с идеалами свободы, ассоциирующейся у молодого и среднего поколений с современными формами и стилями, ценность которых тем не менее уже проверена временем.
Вопрос: «В каком стиле строить?» — звучит сакраментально. Немалую роль в выборе стиля играет такой фактор, как инерция архитектурной моды. Если возводить частные дома, руководствуясь новейшими тенденциями в области стиля, хозяевам придется менять их, как обувь или одежду — в зависимости от сезона. Концептуальные дома строятся достаточно редко, ибо претендуют на то, чтобы стать событием в области моды: при этом существует огромный риск, что они останутся незамеченными ее законодателями. В массе своей частная архитектура опирается на явления, уже признанные публикой, с которыми связаны представления о том или ином устойчивом стиле. Поэтому в архитектуре и дизайне жилища мода гораздо более консервативна, нежели, к примеру, в одежде. Для будущих домовладельцев ретро — своего рода страховка от неудачи. Однако вместе с тем многие не желают отстать назад слишком далеко. Возможно, здесь и кроется секрет интереса к авангардному дизайну 70-х годов, который пришелся по душе и хозяевам этого дома.

Такой точки зрения обычно придерживаются архитекторы, на долю которых выпадает нелегкая работа по реконструкции уже построенных объектов. Вопрос о том, в какой мере внешний облик дома должен соответствовать его внутреннему убранству, для них имеет практическое значение. Ведь строительство современных поселков ведется в условиях, весьма далеких от идеала. Разница между одинаковыми по архитектуре фасадами, не говоря уже об интерьерах, может быть весьма существенной, хотя бы потому, что здания нередко строятся по утвержденному на градостроительном совете типовому проекту, а требования покупателей этих домов крайне разнообразны. В таких условиях от архитекторов, занимающихся реконструкцией особняков (на практике она неизбежна), требуются фантазия и смекалка, а также профессиональное мастерство и умение вовлечь в творческий процесс будущих обитателей дома. В данном случае все сложилось как нельзя лучше.
Приступившие к разработке дизайн-проекта архитекторы действовали в своеобразном тандеме с хозяйкой дома, проявившей достаточную силу воли, чтобы, с одной стороны, не препятствовать полету творческой фантазии профессионалов, а с другой — реализовать собственные представления о доме своей мечты. Что касается фасада здания, стилистика которого довольно неоднозначна, решено было выделить его среди других построек. Для этого стены украсили живописной композицией из глазурованной плитки в духе К. Малевича в сочетании с двухцветной штукатуркой. Аналогичная плитка позволила оживить поверхность каменного забора со стороны двора и стены флигеля. Более сложными оказались внутренние планировочные и дизайнерские решения.

В убранстве спальни воплощены вкусы молодых жизнелюбивых людей. Их представления о комфорте определяются отнюдь не пристрастием к солидной и основательной мебели из дерева и не стремлением к созданию замкнутого пространства

Особняк, компактный внешне, изнутри выглядит гораздо более внушительно. Все этажи — цокольный, первый, второй и мансардный — связывает маршевая лестница на металлических шарнирных косоурах с деревянными ступенями и стальным ограждением в стиле хайтек. Лестничные пролеты выглядели бы достаточно традиционно, если бы их не украшали великолепные витражи из цветного стекла, сваренного вручную. Как и стенные витражные вставки в гостиной, они выполнены Н. Мардарь.

Солнечный свет, льющийся из столовой, пронизывает витражные стекла и гармонично сочетается с искусственным освещением в холле. Здесь висит причудливой формы люстры, которая чем-то напоминает загадочное существо, обитающее в морских глубинах. В ее конструкции нашли отражение идеи бионики.

Уютно устроившись в постели, можно смотреть фильмы на плазменном экране внушительных размеров, который свободно поворачивается на специальной подставке

Мотивы бионики в сочетании с элементами хайтека многократно варьируются в криволинейной пластике стен гостиной и столовой, в линиях разноуровневых потолков комнаты отдыха цокольного этажа и гостиной, в архитектуре и дизайне бассейна. Настоящее украшение гостиной — авторский камин работы А. Мнацаканяна, облицованный алюминием, подвергнутым чеканке и травлению кислотой. Работы этого скульптора стали почти культовыми в среде состоятельных почитателей его таланта. Он по-прежнему остается приверженцем бионики как стилевого направления, наиболее адекватного мировосприятию людей, для которых дом является экологически оправданной формой мироустройства.

Каждый из пяти санузлов в доме оформлен по-разному. Этот облицован плиткой, имитирующей фактуру мелкой морской гальки

Архитекторы и дизайнеры активно использовали возможности цветовой палитры, а также материалы с выразительной фактурой: архитектурное и художественное стекло, нержавеющая сталь, натуральное дерево, цветной мрамор, керамическую плитку, декоративные ткани. Все это помогло расставить необходимые художественные и смысловые акценты в различных помещениях. В жилых комнатах преобладают жизнеутверждающие тона: персиковый, сиреневый, песочный, светло-голубой и серый в различных сочетаниях.
Наиболее органично металл, дерево и витражное стекло сочетаются в конструкции лестницы и в пространстве вокруг нее. Из архитектурного стекла изготовлены столешницы в гостиной и кабинете, полки в мансарде и двери, ведущие в бассейн. Из многоцветного итальянского мрамора и керамогранита выполнены полы на кухне. Необычной керамической плиткой, имитирующей фактуру морской гальки, выложены пол и стены одного из санузлов. Соседствующий со спальней хозяйский санузел отделан великолепной голубой, синей и желтой керамической плиткой, что делает это просторное помещение похожим на дворцовые покои.

В гостиной, кабинете, спальне, детских комнатах, мансарде доминирует дерево, послужившее материалом для изготовления лестничных ступеней и напольных покрытий из светлой паркетной доски. Благодаря ему помещения выглядят особенно красивыми и уютными; кроме того, дерево оказывает благоприятное воздействие на здоровье людей. В декоре интерьера мастерски используются разнообразные по цвету и фактуре ткани,- от вполне традиционных штор и портьер в помещениях первого и второго этажей до балдахина вокруг постели в детской и оригинальных художественных композиций из заполненных полиуретаном тканевых жгутов на окнах в комнате отдыха цокольного этажа.

Светодизайн в бассейне играет определяющую роль. С помощью осветительных приборов в помещении создается обстановка, располагающая к отдыху и восстановлению сил в окружении близких людей

Особое место в интерьере занимает мебель, выбранная бассейном предназначена для свободного и непринужденного времяпрепровождения дружеской компании. С ней соседствует банный комплекс
хозяйкой дома по рекомендациям дизайнеров. Именно она дает основания говорить о склонности владельцев дома к современному ретро. В основном это новая эксклюзивная мебель работы итальянских фирм. В ее дизайне использованы мотивы, определявшие европейскую моду 70-х годов
прошлого века: модные в то время сочетания желтого и сиреневого, фиолетового, синего и песочного, бежевого и серого, бежевого и песочного тонов; формы, которыми когда-то поразили мир русские конструктивисты; наконец, традиционный состав гарнитуров, где нет места обилию многочисленных предметов. Приобретя такую мебель, хозяева получили желаемое: вполне современный интерьер, в котором отсутствуют крайности авангарда начала XXI столетия.
Динамика интерьера позволяет постоянно совершенствовать его, что доставляет истинное удовольствие всем членам семьи. В доме появляются различные электронные устройства. которым еще предстоит обрести свое место в пространстве. По комнатам «кочуют» растения: постепенно обживается зимний сад; приобретаются произведения современного искусства… Находясь в стенах этого дома, воочию видишь, что русская частная архитектура и дизайн — не миф. а сложившаяся реальность, которая отнюдь не оскорбляет художественный вкус искушенных знатоков.

П. Николаев, фото 3. Разутдинова