«Архитекторы, живописцы, скульпторы должны научиться понимать комбинированный характер сущности здания и отдельных его составляющих. Только тогда их работа будет наполнена духом архитектоники, утраченным «салонным искусством».
Walter Gropius, немецкий архитектор.
The Bouhaus Prodamation, апрель 1919 г.
(В ГОСТЯХ У ЭСТЕТА)
Солнечный и безветренный осенний день. С плоской крыши особняка замечательно смотрится опушка подернутого желтизной и багрянцем лиственного леса. Поворот на 180 градусов — и зрелище становится иным. Передо мной другой лес — почта сотня разнообразных по архитектуре, размерам, расцветке особняков, большинство из которых — законченные произведения искусства.
Слов нет, хороши дома, но ни один не похож на тот, что у меня под ногами. Хотя бы потому, что у него эксплуатаруемая кровля. Популярнее, на горизонтальной крыше, обнесенным стальным леерным ограждением, растут трава, цветы, кустарники, журчит ручеек. Но это только летом. Зимой крыша отдыхает.
Среди домой-соседей есть экземпляры покрупней, повыше, да и повычурней. Все эти дома в поселке можно сравнивать между собой. Облюбованный же мной дом сравнивать не с чем. И планировкой, и фасадом он как-бы утверждает: «Я сам по себе, господа, и цену себе знаю!» Поверьте, за этим олицетворением сущая правда. Дело в том, что, архитектура поселка — пестрая смесь построек в классическом, готическом, ар-нуво и других стилях, но модернизм, а еще точнее, его разновидность — конструктивизм, представлен только одним зданием.
Хозяин нашего дома определенно в истории архитектуры разбирается, если решил пригласить серьезных образованных архитекторов. То, что он эстет — очевидно, поскольку заказать дом, в стилистике и планировке которого доминируют конструктивистские решения, может только человек, понимающий и принимающий эстетику модернизма. Более того, будучи заказчиком, владелец дома взял на себя роль продюсера всей архитектурно-строительной акции, в которой приглашение архитекторов — лишь один из этапов грандиозного действия. По сути, он стал полноправным участником проекта, на равных выдвигая свои идеи и участвуя в их претворении в жизнь. Ни у кого не вызывают раздражения модернистские особняки, построенные Lc Corbusier в заповеднике классики и ар-нуво Париже.
С недавних пор гармония разновременных архитектурных форм постепенно становится зримой и понятной жителям Подмосковья. Именно этой правдой руководствовались заказчик и архитекторы, принявшие дерзкое решение поднять флаг Corbusier в поселковом стане поклонников традиционной архитектуры. Отлично получилось, скажу я вам. Смотрится, как в Париже: тактично, оригинально, стильно. А вот соседям прогуляться в собственном саду на крыше слабо!
Самое время назвать имена архитекторов. Да, это та самая команда, которая спроектировала и построила на месте «исторического объекта городской застройки» оригинальный дом по улице Садово-Спасской, 24: Андрей Дмитриев и Эдуард Фейгин. Передний фасад исторически предшествовавшего ему строения в новом здании сохранен, зато часть, выходящая во двор — удачный архитектурный неологизм. Поди, поищи по Москве что-нибудь подобное! Строить столицу эти архитекторы продолжают и сейчас. В настоящее время по их проекту возводится офисное здание по улице Солянка, 9. Строителям передана проектная документация жилого дома-гиганта на Озерковской набережной, 52, гостиницы в Дегтарном переулке, 10/11, жилых домов на Алтуфьевском шоссе, Команда, удачно заявившая о себе в городской архитектуре, стремится реализовать свои возможности в разных жанрах. Частная архитектура для них — отличный способ самовыражения и реализации свежих идей. В строительстве особняка можно не руководствоваться общей строительной ситуацией поселка. Не обязательно вписывать дом в художественный контекст прилежащих зданий. Вольности в духе отступлений от законов архитектурного ордера или смешения стилей тоже позволены. Только не для Дмитриева, Фейгина и принявшей участие в проектировании особняка Елены Бейлиной. Они архитекторы образованные, с хорошей школой и никаких «ню» себе не позволяют. Даже если заказчик «давит», в компромиссном решении доминирует их воля. Плохо никогда ни при каких обстоятельствах ни у какого заказчика быть не должно! Таково кредо взыскательных к себе профессионалов.
Холл, вид со стороны лестничного пролета цокольного этажа. Эстетика деталей архитектурных конструкций делает их самоценными архитектурно-художественными объектами. Холл, вид с галереи третьего уровня. Естественный свет пронизывает помещение, создавая в нем уникальную воздушно- световую среду.
Дому Эстета (да не обидится на меня его владелец!) у «Дмитриева со товарищи» предшествовало проектирование и строительство не менее трех десятков частных загородных домов различной сложности. Заказчики выбирали классику, но чаще — модерн. Все строилось и оформлялось по законам жанра, с принятыми в данном случае витражами в духе Альфонса Мухи, каминами «а ля Третьяков», лестницами и окнами на манер Федора Шехтеля. Однако, «рука бойцов колоть устала», и в какой-то момент архитекторы возопили Богу: «Устали от классики и стилистического плюрализма!». Господь молитве внял и послал им особнячок, с крыши которого я и начал свое повествование. Однако, сколько ни говори: «модернизм» — понятно не будет. Придется пояснить.
КОРРЕКТНОЕ РАЗМЕЖЕВАНИЕ С КЛАССИКОЙ
«Салонная живопись, салонная скульптура, салонная архитектура». Негативное определение искусства, отвечающего интересам эстетствующего меньшинства. Противники архитектурной эклектики в 20-х гг. критиковали произведения «салонного искусства» за отсутствие в них общего эстетического плана построения, принципиальной взаимосвязи частей. «Салонным искусством» были объявлены господствовавшие в то время в Европе и США стиль ар-нуво и пришедший ему на смену ар-деко.
В основу эстетики западного модернизма легли пришедшие из Советской России идеи конструктивизма, где они выразились лишь в сооружении общественных зданий. Основоположники интеллектуального модернизма архитекторы Walter Gropius, Le Corbusier, Mies van der Rohe, Frank Lloyd Wright считали, что эстетика здания должна выявляться в процессе проектирования его структуры, что новые архитектурные формы могут создаваться путем следования концептуальной логике инженера. Новым эталоном красоты стали здания с горизонтальным членением, большими монохромными плоскостями стен и перекрытой, лаконичными геометрическими формами полуокружности и овала, в трехмерной проекции составляющими сложную ас- симметричную композицию не всегда уравновешенных объемов. Преимущество отдавалось новым строительным материалам, которыми в 20-е гг. считались предварительно напряженный бетон, сталь, алюминий, стекло.
На Западе первыми постройками в новом стиле явились частные виллы. Их строили состоятельные американцы и европейцы, для которых ценности старой аристократии не представляли интереса. Эти дома были не только эстетическими манифестами архитекторов, но и выражением жизненного кредо их владельцев. Модернизм 20- 30-х гг. постепенно трансформировался в утилитарно-прагматический интернациональный стиль, который существенно обезличил постройки в жанре частного особняка. Между тем, ставший на некоторое время невостребованным, модернизм не исчез. Летаргия, в которую он вынужденно впал в нашей стране, закончилась, как только появился небольшой круг состоятельных людей, которому трансформированные на российский лад классика, готика, ар-нуво набили оскомину. Обладая определенным знанием истории архитектуры и искусства и будучи людьми эстетически чуткими, они обратили взоры на искусство интеллектуального модернизма. Почему бы не разнообразить российский ландшафт вариациями на темы сакраментальной виллы Savoye или коттеджем в духе Frank Lloyd Wright? И, знаете ли, такие постройки появились. Приведу в пример отличную работу коллектива под руководством Л. Мельниковой из фирмы «Домион». Теперь в историю архитектуры рубежа двух столетий войдет и дом Эстета, возведенный по проекту А. Дмитриева, Э. Фей- гина и Е. Бейлиной. Как осторожно намекнули мне архитекторы, продолжение следует.
С ПЛАНИРОВКОЙ — ОЧЕНЬ ЛОВКО!
Планировка — больной вопрос каждого жилища. Когда строится модельная вилла — а наш дом попадает именно под это определение — трафаретная планировка просто неуместна. Архитектор должен оптимально учесть особенности жизненного уклада всех членов семьи заказчика, их привычки и склонности, сделать так, чтобы архитектурная среда помогала каждому, независимо от возраста и рода занятий, сполна чувствовать радости жизни, наслаждаться жилищем, в котором суждено жить не одному поколению.
Хозяин дома 24 часа в сутки погружен в бизнес, многие вопросы приходится решать не только в офисе, но и в неофициальной обстановке. Собственный дом для этого вполне подходит. Вот почему в нем спроектирована зона, в которой домашние и гости друг с другом не пересекаются. Для детей и хозяйки создана комфортная среда, где они предоставлены сами себе. Местом коллективных встреч являются большой двухсветный холл и отделенный от него монументальным витражом зимний сад-бассейн.
В особняке три уровня. Несмотря на это он не кажется высоким Первый уровень — это необычайно насыщенный разного рода помещениями цокольный этаж. Здесь расположены «грот» — бар и бильярдная, домашний кинотеатр, прачечная, инженерные и технические помещения. Существенную часть цокольного этажа занимает ванна бассейна, открытая через стекло для обзора со стороны «грота».
Второй уровень соответствует первому этажу. Это уровень с парадно-официальным двусветным холлом, где главной достопримечательностью является огромный — 2×8 м — настенный авангардный витраж. Пространство холла плавно перетекает во все помещения дома, за исключением спальных комнат. Справа от входа находится малая гостиная с авангардным же камином, в которой хозяин отдыхает и принимает наиболее близких ему людей.
С этой гостиной граничат сауна, бассейн и коридор, ведущий в картинную галерею. Нечему удивляться, зная о том, что у хозяина есть художественный вкус. В доме имеется неплохое собрание современной американской живописи, для которой отведено отдельное крыло здания, композиционно ориентированное в плане как нижний элемент буквы L В этом же крыле расположена главная кухня, где ежедневно готовится пища для всей семьи. Слева от холла находится еще одна детская кухня и игровая комната младшего ребенка, из которой можно спуститься в зимний сад-бассейн. Именно сад-бассейн и является жемчужиной дома. Это огромное помещение под светопрозрачной крышей и такой же стеной с защитным покрытием, которое одновременно скрывает от глаз любопытных то, что происходит внутри, и понижает интенсивность излучения солнца.
Наконец, есть третий уровень, которому соответствует второй этаж. Это приватная зона. В правой части дома находятся спальня супругов и хозяйский санузел, в левой — две детских спальни с санузлами. Здание ориентировано в пространстве именно так, чтобы его инсоляция была идеальной.
Из окон спален открывается вид леса, та же картина наблюдается с галереи второго света в холле. Сам холл просматривается с высоты второго этажа через оригинальный, зооморфный по форме, проем, пластика которого многократно варьируется в декоре различных помещений, в первую очередь, бассейна. Идеально решена проблема сообщения между этажами. С двух сторон здания сделаны два сквозных каскада лестниц: справа — самонесущих на центральных стальных косоурах со ступенями в бетонных скорлупах, слева — из монолитного железобетона.
У здания два двора: поменьше у парадного крыльца, побольше — с тыльной стороны, куда можно через зимний сад. Территория внутреннего двора еще ждет, когда специалисты по ландшафту преобразуют этот кусок земли по правилам «органического искусства» в духе Frank Lloyd Wright.
В ЗАПОВЕДНОМ УГОЛКЕ РАФИНИРОВАННОГО ДИЗАЙНА
Даже если бы архитекторы Дмитриев, Фейгин и Бейлина работали без помощников, дом вполне бы удался. Но делать просто хорошо им не нравится. Нравится, когда очень хорошо. Когда искушенный в зрелищах современных частных интерьеров журналист с первых шагов по дому восклицает; «Ах!».
Что еще можно сказать, если в глаза бросается замечательный по смелости и оригинальности исполнения витраж работы скульпторов Андрея Мнацаканяна и Елены Николаевой. В их работе использованы крупные фрагменты разноцветных стекол разной толщины, геометрии, прозрачности, фактуры. Стекла связаны между собой не традиционными свинцовыми переплетами, а каркасом из особым образом обработанной (травленой кислотой и обожженной газовой горелкой) объемной алюминиевой чеканки. Искусственно подсвеченный фонарями со дна бассейна, он превращается в поразительной красоты скульптурно-живописную композицию.
Не менее эффектно витраж смотрится и со стороны зимнего сада, где его краски перекликаются с расцветкой ванны бассейна, мозаикой пола, натуральной и искусственной растительностью и роскошной скульптурной композицией, имитирующей уголок горной природы. Андрею и Елене определенно импонирует руке упомянутая концепция «органического искусства», согласно которой природная среда является частью общего архитектурно-художественного замысла. Поэтому их витраж в образном плане воспринимается как подобие крыла стрекозы, парящей над водами бассейна в саду. С алюминиевым переплетом витража великолепно сочетаются колонны, поручни и элементы ограждения внешних и внутренних лестниц, проема второго уровня, спуска в бассейн, сделанные из полированной нержавеющей стали.
Другим их шедевром в доме является камин. Буквально год назад близкий по стилистике, но совершенно другой по замыслу, материалу и форме камин работы Мнацаканяна и Николаевой в российской литературе по декору и в художественной критике снискал многочисленные комплименты и даже стал на какое- то время частью рекламного имиджа известной французской фирмы Extenzo. Сегодня читатель имеет удовольствие лицезреть их новую работу.
Сделанный из расцвеченной люстрой и эмалью керамики двойного обжига авангардный портал камина составляет единое целое с дымосборником и подставками под бытовую электронную технику. Слева и справа он композиционно обыгран аналогичными по стилистике оконными проемами, ведущими в бассейн. Камин вобрал в себя идеи бионики, которыми скульпторы увлечены и которые не противоречат эстетике модернизма. Идеями «органического искусства» вдохновлялись также мастера из фирмы «Атолл», создавшие в зимнем саду-бассейне живописные сказочные скалы и уникальный «грот» из декоративного бетона. Вполне самостоятельная работа дизайнеров Павла Давыдова и Игоря Ко- пейкина осуществлялась в тех рамках и по тем направлениям, которые заказчик и архитекторы им задали. Стилистика, в которой работают эти художники, хорошо знакома москвичам по замечательным работам в Московском зоопарке. Именно там можно увидеть живописные развалины в джунглях в духе Р. Киплинга, неприступные утесы, в расщелинах которых растут альпийские цветы, низвергающиеся с кручи водопады.
Искусственные скалы в домашних садах в обозреваемом мною поселке — вещи модные. Практически в каждом доме есть небольшой декоративный уголок, где по камням из декоративного бетона, увитым плющом, сочится влага. Тем не менее, создавать в интерьере серьезные художественные объекты из этого материала никто из дизайнеров не пытался. У мастеров же из «Атолла» хватило фантазии построить скалу-горку, с которой дети, да и взрослые могут скатываться прямо в бассейн, большую скальную арт-искусства» вдохновлялись также мастера из фирмы «Атолл», создавшие в зимнем саду-бассейне живописные сказочные скалы и уникальный «грот» из декоративного бетона, увитым плющом, сочится влага.
Тем не менее, создавать в интерьере серьезные художественные объекты из этого ^материала никто из дизайнеров не пытался. У мастеров же из «Атолла» хватило фантазии построить скалу-горку, с которой дети, да и взрослые могут скатываться прямо в бассейн, большую скальную арку, с которой туда же стремится шумный водопад. Еще один водопад, поменьше, падает с уступа в углу сада. Сад украшают композиции вечнозеленых растений, часть которых, натуральная, цветет и благоухает, другая искусно выполнена из пластмассы. Романтическую обстановку в уютном уголке сада-бассейна создают ограждения из пеньковых сетей и кресла из лозы, почти такие, какими владел Робинзон Крузо.
Апофеозом творений из декоративного бетона в интерьере является «грот». Это большое, стилизованное под природное укрытие в скалах помещение — излюбленное место досуга гостей-кутил и заядлых бильярдистов. В баре при входе — солидный запас виски и других благородных напитков.
Бильярдный стол для игры в пул — профессиональный спортивный снаряд «класса скрипки Страдивари». В помещении всегда тепло, сухо, бесшумные вентиляторы обеспечивают приток свежего воздуха Через большое стекло-иллюминатор любители пикантных зрелищ могут наблюдать, как в бассейне плещутся стройные купальщицы (если таковые приглашены). Остроту зрелищу добавляет аквариум с хищными пираньями, расположенный ниже уровня бассейна и визуально составляющий с ним одно целое.
В интерьерах дома немало других уникальных предметов, к созданию которых приложили руки мастера по камню, паркетчики, мебельщики. Обращает на себя внимание большой стол в холле с овальной столешницей из массивного куска обсидиана, двухцветный паркет на втором этаже, в рисунке которого извилистые линии проема в холле и очертания бассейна варьируются с прямоугольными супрематическими фигурами. Мебели в помещениях немного, но вся она — авторской работы, как правило, итальянская. В самых разных уголках дома масса высококлассной аудио- и видеоаппаратуры. Даже в бассейне на стене висит большая плазменная панель. Нечего и говорить о технической вооруженности домашнего кинотеатра, в котором все автоматизировано.
«А как же утверждение модернистов, гласящее, что формирование архитектуры здания должно следовать инженерной логике?» — спросит въедливый читатель. Отвечу, что в доме этой логике ничто не противоречит. Строительство по новейшим технологиям велось компанией ООО «СТРОЙДВОР». Кирпичные стены снаружи изолировались плитами из жесткого экструдированного пенополистирола, покрытого слоем штукатурки. В качестве несущих элементов применялись конструкции из стали, сэндвич-панели, в стенах, перекрытиях, «крыш- ном пироге» использовались тепло-, гидро-, паро-, звукоизоляционные материалы последнего поколения. Достаточно мощная электроустановка дома позволяет манипулировать большим количеством энергоемких приборов и устройств, включая разнообразные светильники. Наряду с электрическими и водяными «теплыми полами», отопление дома производится с помощью высокопродуктивных и эстетичных трубчатых радиаторов. Таким образом, для придания дому неповторимого облика инженерные инновации создали необходимые технические условия, которыми архитекторы и воспользовались.
Восемь десятилетий назад теоретик и практик новой архитектуры Walter Gropius мечтал о времени, когда мастера искусств начнут все вместе «творить новую структуру будущего, которая объединит архитектуру, скульптуру и живопись в единое целое». Будь зодчий жив, он, без сомнения, порадовался бы, взирая на талантливую работу творческого коллектива архитекторов, дизайнеров, скульпторов, инженеров — достойных учеников знаменитого учителя.