zagolovok
(ОБ АРХИТЕКТУРНОЙ БИОНИКЕ И ЭКОЛОГИИ ДИЗАЙНА)

На бескрайних просторах вселенной появляется планета, в которой, по мере приближения, узнается Земля. Еще ближе становятся зримыми уютный дом, летний сад, зеленая трава на лужайке, на которые ниспадают теплые струи дождя. Так начинается фильм А. Тарковского «Солярис», снятый по мотивам одноименного романа С. Аема. Аом у Тарковского — сложный многоплановый образ. Что это, земная реалия или воспоминание, разысканное в уголках человеческого сознания мыслящим Океаном планеты Соляриев Режиссерское прочтение романа заставляет задуматься о том, какое место занимает Дом в жизни человека и человечества. Дом — это мир, олицетворяющий основы существования каждого из нас. Дом становится микрокосмом, в котором отражаются личные, глобальные и космические закономерности Бытия.

Если существуют требования, которым должны соответствовать совершенные архитектура и дизайн, то одним из них, определенно, является органичная связь рукотворного сооружения с природой. На развитие архитектуры всегда оказывало влияние возникновение новых научных дисциплин. Идеи русско-американского ученого Н. Рашевского дали толчок развитию бионики — науки о том, как свойства биологических систем могут быть использованы в решении инженерных проблем. В ландшафтной архитектуре и фитодизайне уверенно заявила о себе наука биоинженерия. В прикладной науке экологии возникло направление экологического дизайна, принципы которого базируются на представлении о том, что архитектура и декор являются факторами, определяющими состояние духовного и физического здоровья тех, кому суждено жить в доме. В современной России подъем в области частной архитектуры и дизайна, к сожалению, далеко не всегда и не во всем связан с достижениями этих наук. Впрочем, имеются и приятные исключения из правил.

Пикантность ситуации заключается в том, что архитектура особняка, о котором пойдет речь, к идеям бионики и экологии изначально не имела даже косвенного отношения. Строительство велось риэлторской фирмой с целью последующей продажи и, судя по всему, выполнялось без утвержденного проекта. Уже возведенное здание изнутри и снаружи являло собой довольно унылое зрелище. Разделенный по принципу коммунального жилья на комнаты-клетушки дом из красного кирпича был конгломератом стен, потолков и прочих инженерно-архитектурных составляющих. «Нервных просят не смотреть», — сказал бы по этому поводу Остап Бендер, имея в виду лишние балки, перекрытия, висящие конструкции непонятного назначения, многоуровневые потолки в пределах одной комнаты и пр. Неровно оштукатуренные стены «украшали» наружная разводка из стальных труб и ржавые чугунные радиаторы. Все это великолепие освещали «лампочки Ильича». В цокольном этаже постоянно стояла вода, попадавшая в здание как через плохую гидроизоляцию фундамента, так и через перекрытия с неправильно построенной крыши. Термоизоляция стен и перекрытий была выполнена так, что ни один самый совершенный котел дом бы не натопил. Нужно отдать должное смелости и оптимизму семьи, которая решилась таки приобрести недвижимость в ее исходном виде. Скажу по секрету, местоположение коттеджа того стоит. У хозяина будущего дома, обратившегося за помощью в строительную компанию «Рост», нашлись требуемая сила воли и твердое желание довести дело до конца. Архитектору и дизайнеру А.В. Кожухову потребовалось приложить немало сил, чтобы не только исправить огрехи предшественников — проектировщиков и строителей, — но и придать облику здания изнутри, и, частично, снаружи, вид строения, в котором нашли отражение бионические идеи Океана, как фантастического, так и нашего, земного. Уже выстроенный дом подвергся архитектурной перепланировке и реконструкции. У дома появился треугольный эркер. Для постройки новой крыши потребовалось внести коррективы в архитектуру стен. Поверхность стен пришлось изолировать снаружи специальным утеплителем, поверх которого был навешен каменный фасад. Экстерьер дома, помещенного в ландшафтный контекст, стал выглядеть иначе. В процессе проведения ландшафтных работ применялась современная биотехнология гидропосева газона, контейнерной высадки кустарников и деревьев. Полностью изменилось инженерное решение коммуникаций: электроустановки здания, грозозащиты, отопления и вентиляции, канализации, дренажной системы.

Перепланировка коснулась, в первую очередь, помещений общего назначения, в результате чего общая площадь дома увеличилась с 430 м2 до 520 м2. Веранда на первом этаже была преобразована в столовую, ставшую органичным продолжением изменившей свою геометрию гостиной. Шире и комфортабельнее сделались прихожая и гостевой санузел. Зона кухни стала открытой со стороны гостиной. На втором этаже на смену коридору и комнатам непонятного- назначения пришли просторный холл, кабинет для деловых встреч, три спальни с санузлами. Нежилой чердак переделали в мансарду, где разместились библиотека и кабинет хозяина. В цокольном этаже появились бильярдная, тренажерный зал, домашний кинотеатр, сауна, прачечная, а также техническое помещение для отопительного котла, приборов и другого инженерного оборудования. Но главное, цокольный этаж и мансарду связала цепь уникальных деревянных лестниц, ставших в архитектуре дома своеобразным композиционным стержнем.

Мощность электроустановки дома, спроектированной и смонтированной чешскими специалистами с использованием электро- установочных изделий концерна АВВ, после реконструкции составляет 46 кВт. Система теплоснабжения дома оборудована котлом Viessmann мощностью 60 кВт. На первом и в цокольном этажах сделаны теплые полы с использованием по- либутеновых труб в сочетании с настенными конвекторами. Работа системы отопления поставлена под контроль компьютера. Дополнительный обогрев и комфорт помещений на первом этаже обеспечивает камин, КПД топки которого составляет 87%.

Анатолий Кожухов — архитектор философствующий, к тому же увлеченный водной стихией. Океан для него — первооснова Бытия, мир, в котором процесс эволюции представлен во всем многообразии родов и видов. Это некая идеальная субстанция, где свободно развивается то, что объективно не может существовать вне водных пределов. Океан — олицетворение статики и динамики, спокойствия и возмущения, порядка и хаоса.

Он же — неиссякаемый источник образности, питающей творчество. Круг рождаемых Океаном ассоциаций огромен. Это и затонувший «Титаник», и Наутилус капитана Немо, и девятый вал Айвазовского, и штиль на море Тернера, и алые паруса Грина, и острова в океане Хемингуэя. Мало ли, что приходит в этой связи в голову творческому человеку… Фантазия подсказала А.Кожухову ключевые образы: волны, водных брызг и морской пены, затонувшего парохода, субмарины и звуковые реминисценции из одноименной песни Beatles, паруса, летящего над волной, бушующей стихии и тихой гавани, противопоставленных друг другу, а также невиданных морских животных, морских птиц, парящих над водой, водной флоры. Все это нашло ассоциативное выражение в конструкции и конфигурации натяжных потолков, штор, камина, колонн, декоративно-орнаментальных украшений, в дизайне светильников, лестниц, в выборе цветовой палитры.

Техническая реализация художественного проекта оказалась делом высшей категории сложности. Чего стоит только идея Волны, реализованная в гостиной с помощью объемного натяжного потолка Extenzo. Привлеченные для решения данной задачи специалисты фирмы «Селинг» обычно делали раскрой потолка с помощью компьютера. В конкретной ситуации им пришлось иметь дело с реконструкцией трехуровневого (!) потолка в помещении площадью всего 30 м2. Высота самого нижнего уровня, занимающего треть помещения, составляла всего 2,5 м, среднего — 2,7, а наиболее высокого — 3 м. Потолочные плиты лежали на несущих конструкциях из стальных балок, что делало затруднительным придание потолку требуемой кривизны в продольном и в поперечном направлениях. Компьютер в данной ситуации оказался бессилен. Успех дела решил опыт мастеров, которые интуитивно выбрали оптимальный вариант кроя. Белая глянцевая поверхность потолка, повторяющего движение морской волны, тем не менее искаженно отражает находящиеся внизу предметы и пол, блики света, падающего из окон, играет с отраженной палитрой, в результате чего создается иллюзия волнения. Образ водной стихии находит свое развитие в шторах-маркизах ультрамаринового цвета, которыми декорированы окна в гостиной и в столовой. Конструкция позволяет придавать им различный объем и менять фактуру укладки ткани, которая временами напоминает рябь или зыбь на поверхности воды. Набегающая Волна разбивается о боковые пилоны, создавая Брызги и Пену. Эту идею великолепно воплотил в материале скульптор А. Мнацаканян при активном участии Е. Николаева. Скульптурное изображение брызг и пены на гребне бегущей волны он выполнил из особым образом обработанного алюминия. Металл подвергался чеканке, затем на его поверхность набрызгивались капли расплавленного алюминия, после чего изделие обрабатывалось кислотой и шлифовалось.

В процессе перепланировки возникла и идея образного оформления пилонов. Являясь несущими конструкциями, четыре неказистых металлических столба должны были остаться на прежнем месте. Архитектор и скульптор увидели в них покрытые ракушками, полипами и подводными растениями трубы затонувшего Парохода, корпус которого покоится во «впадине» цокольного этажа, и все стало на свои места. В отделке пилонов использовались керамика — покрытая эмалями и глазурями шамотная глина, обожженная в технике кракле, и подвергнутый чеканке, травлению и полировке алюминий. Композиционно пилоны участвуют в зонировании гостиной и кухни, эстетически же представляют собой вполне самостоятельный художественный объект. Слева от пилонов, между гостиной и кухней, находится еще одна прямоугольная несущая конструкция, к которой прильнуло какое-то странное существо — то ли морская корова, то ли морж, то ли котик. Одно понятно сразу: это доброе животное, к которому тянутся руки детей и взрослых и которое хочется погладить, покормить. Как и пилоны, морской зверь — плод фантазии А. Мнацаканяна. Сделан он из керамики и алюминия, функционально же предназначен…обогревать помещение. Да-да, это камин в авторском исполнении. И какой камин! Ни с инженерной, ни с художественной точек зрения аналогов он не имеет.

 

Волнующемуся потолку гостиной противоположно «дно» пола, выложенное терракотовой плиткой песочного цвета с бордовыми и серо-голубыми вставками. На этом дне в гостиной покоится массивный диван, который как бы гасит инерцию подвижной окружающей среды. Стол в центре столовой — уже олицетворение статики и покоя, который мы наблюдаем в гавани, обычно отделенной от волнующегося моря каким-либо препятствием. Он воплощает представления о спокойствии, семейном благополучии. В образном контексте декора гостиной и столовой необычные по дизайну галогеновые светильники воспринимаются как резвящаяся стайка рыбок или медуз, поднятых течением в верхние слои Океана. Нужные светильники были найдены в Салоне светильников на Малой Ордынке, 39. В них отчетливо прослеживаются бионические идеи. С правой стороны при входе в гостиную открывается пространство кухни. Говорят, я не первый, кто при виде стильной кухонной мебели и разнообразной бытовой техники запел: «We are living in the Yellow Submarine!» Действительно, и функционально, и стилистически кухня напоминает корабельный камбуз, в котором морские волки готовят барбекю по-пиратски и смешивают умопомрачительные коктейли под названиями «Марианская впадина», «Пучина» и «Несси». Дом начинается и заканчивается прихожей. Это функциональное помещение, в котором встречают и провожают гостей. Если в доме много людей, то прихожая — стремнина, водоворот, волнение. Управлять потоком помогает стеклянный стеллаж-дамба, который заставляет входящих остановиться, осмотреться, настроиться на восприятие Дома и его обитателей, а уходящих — приготовиться к бурному плаванию за пределами тихой гавани. Зримой преграды между помещениями первого этажа не существует, тем не менее зонирование условно выполнено путем цветовых акцентов на полу, расстановки мебели. Границы пересекающихся пространств в других функциональных зонах намечены путем совмещения разнородных отделочных материалов. Цветовое решение интерьера навеяно красками подводного мира, слегка приглушенными многометровой толщей воды. Доминируют цвета: белый, ультрамарин, все оттенки зеленого, синий, песочно-бежевый, бордовый, желтоватый. Ярких, кричащих красок, нарушающих гармонию мировосприятия, в интерьере нет. В цокольном этаже красочные тона более сочные, здесь встречается и черный цвет. На первом и втором этажах палитра становится менее насыщенной, приобретая в мансарде почти акварельную тонкость и воздушность.

 

Удачей архитектора определенно следует считать каскад лестничных маршей, связавший помещения дома снизу доверху. По лестницам совершается как подъем к поверхности Океана, так и погружение во «впадину» цокольного этажа. Сконструированные специалистами Салона лестниц фирмы «Домино», что на Бол. Переяславской улице, 46 (см. стр. 44), и изготовленные в Австрии, лестницы являют собой совершенное сочетание российской инженерной мысли и мастерства европейских краснодеревщиков. Самонесущие открытые лестницы с наружными перилами собраны на тетивах с поворотом в одну четверть. Сделанные из светлого бука, эти легкие, воздушные сооружения являются не только весомой частью интерьера, но и радуют глаз как самостоятельные произведения искусства. Они свободно висят в пространстве, как сети в море. Второй этаж дома — приватный. Здесь идет размеренная мирная жизнь. Кругом штиль, много солнца и свежего воздуха. В холле найдется достаточно места для коллективного семейного отдыха. Холл распадается на две разноуровневые зоны: диванную, с роскошным шерстяным ковром цвета маренго на полу, и более высокую рекреационную, с паркетным полом, куда ведет небольшая лесенка. Отсюда можно выйти на один из трех балконов. Два других — в двух спальнях, двери1 которых выходят в холл. Рядом находятся кабинет для официальных встреч (они в доме устраиваются нечасто) и хозяйские санузлы. Каждая из спален отражает индивидуальность членов семьи. В спальне родителей, которым за пятьдесят — три отдельных помещения: гардеробная, будуарная и собственно спальня. Здесь все строго и классично. Молодая пара предпочитает спать в большом свободном помещении, обставленном с учетом их интересов. В санузлах предусмотрено все, чтобы удовольствие от умывания, принятия ванн и прочих процедур было полным: подогрев полов, нога на которых не скользит, мягкий свет встроенных светильников, многофункциональные душевые кабины, просторные ванны, отличная вентиляция, эргономичный дизайн оборудования.

Символика Океана находит продолжение на каждом уровне. Люстра, в которой угадывается летящий над волной необычностью формы и художественного проекта. Это галогеновое чудо изготовлено по индивидуальному заказу германскими мастерами. В двухэтажном лестничном пролете светильник воспринимается как призрачный корабль, летящий под парусами по бурным морским волнам. Нам бы, нам бы, нам бы всем на дно…», — этот песенный хит 60-х сегодня звучит по-прежнему актуально. На дне можно обнаружить немало полезных продуктов цивилизации, попавших сюда с поверхности моря. С этой точки зрения «дно» цокольного этажа нашего особняка обладает особой привлекательностью. Здесь сосредоточена «индустрия развлечений» в виде прекрасного бильярдного стола для игры в пул и в «американку», оснащенного всем необходимым для занятий фитнессом и бодибилдингом тренажерного зала, помещения с замечательной акустикой для просмотра фильмов и прослушивания аудиозаписей, сауны с небольшим бассейном, а также прачечная и технические помещения, аппаратура и автоматика в которых способны привести в восторг специалистов, знающих в Домашний кинотеатр, в проектировании которого раскрылся инженерный дар О.Зуева, насыщен профессиональной аппаратурой, способной удовлетворить требования самого взыскательного меломана и любителя кино. Цифровой видеопроектор Helios фирмы Vidicron в паре с трехметровым экраном обеспечивает исключительно точную передачу и насыщенность цвета, обладает большим запасом по яркости и контрасту, имеет высокое разрешение и равномерную освещенность по всей плоскости экрана. Органичным приложением видеосистемы является лазерный проигрыватель Farouja с фидером на 212 дисков. Звуковая часть кинотеатра состоит из усилителя Accuphase, мощного сабвуфера IBP, эксклюзивной акустической системы Wilson Audio с огромным динамическим диапазоном. Современная видео- и аудиотехника находится также в музыкальной гостиной, а на первом этаже установлена плазменная панель Fujitsu с размером видимой части экрана 106 см по диагонали и толщиной всего 12 см.

В библиотеке Дома, о котором я вам поведал, имеется и многократно читанный членами семьи том романов С. Лема. Зеленая трава для живущих здесь людей является одной из важных жизненных ценностей, о чем свидетельствует идеально ухоженный газон во дворе. Такими их сделали чтение литературной классики и, главное, Дом, который никому и никогда нет охоты покидать без нужды. Живется и спится в Доли легко и непринужденно. Если кому здесь что и снится, то это магический мир Океана, зов которого все же сильнее земных привязанностей. Его слышит каждый, в ком не угасла искра фантазии и для кого познание тайн Бытия является каждодневной потребностью.